Закон об авторском праве. Некоторые заблуждения

В настоящее время в СМИ довольно часто демонстрируются ролики смысл которых сводится к тому, что гражданин, купивший для домашнего просмотра или прослушивания экземпляр нелегально изданного аудиовизуального произведения, становится соучастником преступления, предусмотренного ст 146 УК РФ и подлежит уголовной ответственности.
Чтож, давайте разберемся, так ли это…
Итак, статья 146 Уголовного кодекса РФ гласит:

«Нарушение авторских и смежных прав.
1. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоенение авторства,если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмедесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишенем свободы на срок до пяти лет.»

Прежде всего следует отметить, что об использовании можно говорить тогда и только тогда, когда из самого процесса использования извлекается материальная выгода. Совершенно очевидно, что в случае покупки экземпляра аудиовизуального произведения для домашнего просмотра или прослушивания ни о какой материальной выгоде речи не идет – не будем же мы демонстрировать произведения своим близким и брать с них за это плату. При этом в ч. 1 указанной статьи указывается что деяния должны приченить крупный ущерб – покупка одного экземпляра вряд ли причинит правообладателю крупный ущерб.
Кроме того, данная статья характеризуется прямым умыслом то есть преступник предполагает результат и стремиться его достичь. Этот крайне существенный элемент правовой конструкции статьи 146 УК РФ отсутствует так как большинство граждан не обладают специальными знаниями, позволяющими «на глаз» отличить легальную продукцию от контрафактной. Цена же экземпляра тут так же не можнет быть показателем легальности его издания в полной мере, поскольку за один и тот же товар в настоящее вемя можно уплатить весьма различные суммы денег в зависимости от места покупки товара.
Из всего вышесказанного очевидно, что рекламные ролики призванные предупредить потенциальных потребителей контрафактной аудиовизуально продукции об уголовной ответственности, обращаются как это принято говорить в юридической практике к «ненадлежащему лицу» поскольку всеми вышеперечиленными признаками обладают производитель и продавец контрафактной продукции, а не как не покупатель.


Картину или иное произведение изобразительного искусства можно купить как вещь и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Действительно, само произведение изобразительного искусства имеет материальную форму. Но, помимо непосредственно произведения существуют еще и авторские права, которые вместе с произведением как правило не передаются. Передача прав должна оформляться отдельным договорм. При этом следует помнить, что передаче по договору подлежат только те права которые прямо указаны в договоре. Так в частноти купив произведения (допустим картину) но не купив права на её какое либо использование, коллекционер не имеет права публиковать её изображение в изданиях, каким либо образом перерабатывать а вслучае экспонирования произведения на выставках – автор или иной правообладаетель имеет право на вознаграждение. Кроме того существуют оговоренные в законе право доступа и право следования, заключающиеся в том, что автор в случае неоходимости имеет право временно взять у владельца произведение, для участия в выставке или в иных творческих целях.


Авторский гонорар по договору заказа или авторскому договору должен выплачиваться один раз по окончании создания произведения.

Ничего подбного – автор создавая произведения затрачивает свое время и силы для создания произведения. А время затраченное на работодателя – заказчика произведения должно быть оплачено. В связи с этим автор должен при заключении авторского договора требовать включения в него условий о выплате аванса составляюещего примероно 25 – 30% от общий стоимости договора. При этом следует помнить, что аванс в данном случае не подлежит возврату в случае если автор терпит творческое фиаско или в иных случаях. Так же не авторам следует забывать, что в случае если их творческими услиями создается произведение, которое в дальнейшем предполагает вопроизводить (тиражировать) авторам полагаются проценты от тиража произведений.


Автор создавший произведения культуры или искусства ни каким образом не может защитить его от неправомерного использования и от плагиата.

На самом деле каждому автору необходимо постоянно консультироваться с юристом, который позволит избежать конфликтных ситуаций. Понятно что многим авторам не по карману пользоваться услугами авдокатов. В таком случае наиболее правильным является обращение автора в организацию по коллективному управлению правами в функции которых входит и юридическая защита авторов.


Автор произведения в случае его кражи и плагиатного использования не может доказать авторство.

Очень даже может – это осуществляется через суд. При этом в качестве доказательств должны быть использованы исходные материалы произведения – наброски и пр. Ведь ни для кого не секрет что существует неповторимый подчерк (стиль) автора, который легко различить даже в случае создания несколькими авторами произведения при прочих абсолютно одинаковых условиях. Кроме того, возможно так же обращение к нотариусу, который удостоверит дату предъявления произведения. В этом случае автор будет иметь на руках документы, существенно подтверждающий авторство.


В случае создания так называемого служебного произведения, автор передавая заказчику произведение теряет все права, включая личные неимущественные.

Это не так. В любом случае за автором, независимо от того, какое произведение создано, сохпаняются его личные неимущественные права, например, право на имя. Примером могут служить аудиовизуальные произведения например фильмы. Любой фильм состоит из совокупности произведений разных авторов как то: режисер, автор сценария и пр. При этом эти авторы создают произведение не по своей инициативе, а по заданию кинопроизводящей компании. Все авторы самостоятельных произведений, вошедших в целостное аудиовизуальное произведение, сохраняют за собой личные неимущественные права, в том числе право на имя, которое должно быть названо в титрах произведения, а в случае издания на видеокассете или ином носителе – на упаковчной коробке.


Со смертью автора прекращаются авторские права.

На самом деле срок действия авторского права – срок всей жизни автора и 50 после его смерти (в новой редакции Закона РФ Об авторском праве и смежных правах –70 лет). При этом следует помнить, что если в срок жизни автора попадает Великая Отечественная Война, срок соответственно увеличивается на 5 лет. Следовательно наледники автора или иные правообладатели имеют полное право на наследование авторских прав и в случае использования произведения соответственно на гонорары от издательских и подобных организаций.