Как не стать скупщиком краденого авто

Мечта всей жизни сбылась: у вас наконец-то появился четырехколесный друг! Пусть не с конвейера, но хорошая машина и совсем недорого. Купили её либо на рынке, либо знакомые предложили. Дело за малым - поставить авто на учет и гонять сколько угодно. И тут-то выясняется самое неприятное - машина оказывается угнанной, а вы из добропорядочного гражданина автоматически превращаетесь в скупщика краденого. Ни автомобиля, ни денег. Для вас - шок, для мошенников - прибыльное дело! Чтобы не работать на жуликов, покупая машину, вы должны непременно помнить некоторые вещи.

Отечественная малолитражка, даже новая, вполне может оказаться с «темным» прошлым. А всё потому, что в нашей области автомобили крадут не только с улиц и дворов, но и прямо с конвейера завода. И всё это не домыслы и слухи, а факты, документально зафиксированные в силовых органах. Это первое. Второе: помните - 80 процентов (по самым скромным оценкам) иномарок, пригнанных из-за рубежа, - ворованные. От цифр, которые называют эксперты, в пору прийти в ужас всем владельцам б/у иномарок - 2, 5 миллиона машин импортного производства числятся в угоне. Недаром Россию в Европе давно называют страной краденых иномарок.

«Счастливый» владелец иномарки рискует остаться ни с чем практически в любой день и час. Если вы докажете, что не имеете отношения к самому факту угона, документы на машину просто изымут, а её отгонят на спецстоянку. Что дальше? Да ничего. Скорее всего, она там будет стоять годами, ржавея от дождя и снега. Обивать пороги судебных инстанций бесполезно, ибо по закону в таких случаях обязательно должна присутствовать вторая заинтересованная сторона, у которой в свое время угнали автомобиль. А её нет и, вероятно, не будет. Ведь на Западе все автомобили застрахованы, поэтому владелец угнанного 5 лет тому назад «древнего» «Опеля» давно получил солидную страховку и разъезжает на новенькой «БМВ». Что касается страховых компаний, то, по мнению их экспертов, добитая на самарских колдобинах машина не стоит и пятой части судебных издержек. Поэтому на более чем 2 тыс. извещений, отправленных в ту же Германию, сотрудники ГИБДД не получили ни одного ответа. Создалась парадоксальная ситуация - ни в чем не повинные автовладельцы лишаются автомобилей, на которые ныне практически никто не претендует. Тем не менее, с точки зрения закона, краденая вещь должна быть конфискована.

Пока провинция только прикидывает возможные последствия от этого «автобедствия», в столице в свое время уже находили выход. Там владельцам краденых иномарок оформляли новые свидетельства о регистрации со штампом «Розыск Интерполом. Без права отчуждения». И хоть продать или подарить такой автомобиль невозможно, на нем можно было ездить. Причем, если за год настоящий автовладелец так и не объявлялся, был шанс переоформить свидетельство, получив новый штамп «Розыск Интерполом. Ограничение снять». И тогда от «меченой» машины можно было хоть как-то избавиться. Но в «подследственном» состоянии подобная иномарка может находиться лет 5, поэтому вряд ли кто купит ее за приличные деньги. Подобная инструкция действовала до недавнего времени только на территории Москвы. Не так давно отменили и ее - как фактически легализующую украденный транспорт.

«Отмывание» краденых автомобилей в России давно поставлено на поток. Можно сказать, стало профессиональным занятием, сферой интересов коррумпированных чиновников, отдельных сотрудников милиции и просто криминальных элементов. И если ты будешь знать схему легализации, ты не попадешься на удочку преступников.

Прежде всего, криминальных дел мастер меняет на угнанной машине идентификационные номера. Проще говоря, перебивает их. Его работа в зависимости от степени сложности оценивается от пятисот долларов. Мастерство подпольных специалистов-перебивщиков повышается год от года. Подделку крайне сложно отличить на глаз. Выявить ее способны только профессионалы-эксперты. Но иногда у преступников случаются проколы. В таком случае на номере видны какие-то потертости, неровности. А сам «стакан», на котором выбиты цифры, немного деформирован. Все это дает серьезный повод для подозрений. Развеять их с помощью сотрудников милиции удается не всегда.

Был в моей журналисткой практике такой случай. Поехали мы с милицейским рейдом на один из автомобильных рынков Самары - ловить угонщиков. Проходим по рядам и тут наше внимание привлекает девятка серебристого цвета. Опер говорит: «Давай подойдем - недели полторы назад из моего района точно такую же угнали». Просим владельца открыть капот. А там - вот они, все признаки на лицо: «стакан» деформирован, часть цифр неясно пропечатана. Да и сам владелец после того, как ему показали удостоверения, занервничал. Говорит, не моя, мол, машина и все тут. А кто хозяин - не знаю. В конце концов, признался, что машина не его, а брата. Довольно потирая руки, мы обратились к ближайшему гаишнику - «пробей», мол, по базе данных. Он «пробил». И выясняется, что такая машина в базе есть. И она абсолютно «чистая». Ошиблись? Ничего подобного. Как выяснилось позже, машина всё-таки была угнана.

А как она оказалась в базе данных - отдельный разговор. Поддельные номера, которые присваивают машине, редко берутся произвольно. Здесь велика опасность «засветить» ворованное авто. Любой сотрудник ГИБДД может проверить по базе данных номер и обнаружить, что такая машина не сходила с конвейера завода. Оставлять старые тоже нельзя. Подделку необходимо маскировать. Для этого существует масса способов. Первый и самый простой - угонщики покупают документы на похожий автомобиль, разбитый в ДТП и не подлежащий восстановлению. Его номера присваиваются угнанной машине. И никаких проблем с базой данных. Другой вариант - рождение брата-близнеца. По заводской дискете угонщики узнают коды автомобилей нужного цвета и комплектации. Именно их выстукивают и наклеивают на «сырых» машинах. В итоге клонируются двойники. Минус здесь только один: если какая-нибудь из машин-близнецов попадает в розыск - вторая тоже там оказывается. Еще лучше, если машина уходит на экспорт. Тогда вообще никаких проблем - её технический близнец разъезжает по далеким дорогам Европы. Пересечься два клона могут только теоретически.

Работу перебивщиков значительно облегчает и то, что у отечественных автомобилей практически нет никаких средств защиты. Индивидуальные заводские номера выбиты, как правило, лишь в одном месте под капотом. С иномарками значительно сложнее. Заводская маркировка находится в совершенно неожиданных местах, и удалить все родные номера практически нереально. Дальнейшая легализация ворованных машин идет через справки-счета, ПТС и прочие документы, подделать которые при нынешнем развитии полиграфии - не проблема. Не бездействует и милиция. Нередко угнанную машину ставят на учет как чистую. Например, легализовать «девятку» или «десятку» стоит в ГИБДД не более $1200. Об этом говорят неофициальные источники. В-общем, если вы решили приобрести машину на рынке, помните, что риск нарваться на угнанную есть всегда. Он значительно увеличивается, если есть следующие сигналы:

1. У иномарки нет сервисной книжки, хотя комплект «мануалов» (руководств по эксплуатации) на немецком есть, - в Европе все машины с сервисными книжками.

2. Нет в боковых карманах ни домкрата, ни аптечки - ничего. И хозяин говорит, что не знает ничего об этом.

3. Хозяин отказывается показать номер двигателя - мол, надо крышку пластиковую снимать.

4. Дверные замки закрыты заглушками (по словам продавца, от детей шаловливых) и открываются с брелока сигнализации. Попробуешь открыть их ключом - не подходит, и это должно смутить больше всего. Брелоки сигнализации при этом новые - видимо, украли машину, нацепили новые брелоки и поставили новый блок зажигания, а на дверных решили сэкономить.

5. Должно быть два обычных ключа, открывающих все замки и включающих зажигание, еще один «техсервисный» ключ, открывающий багажник, и штрихкодовая полоска для изготовления ключа на сервисе. Логотипы на пластиковой части ключа должны соответствовать марке машины.

Дополнительные сигнализации в Германии почти никто не ставит, и перегонщики их тоже не ставят. У них все машины застрахованы от угона, и штатной сигнализации вполне достаточно. Запомните: даже если все вышеперечисленные сигналы отсутствуют, это еще не гарантия того, что с машиной все в порядке. Поэтому с самого начала лучше пойти другим путем - купить свою мечту в автосалоне. Служба безопасности проверяет все автомобили, поступающие в продажу. Выйдет дороже, но зато в случае неприятности виновным окажется салон! Ему, а не вам, придется раскошелиться. Ну а если вы все же решил купить машину с рук, обратитесь в экспертно-криминалистическое управление ГУВД. Три дня ожиданий и затраченные 260 рублей дадут стопроцентную гарантию честности вашей покупки. Задать вопрос автоюристу .


Дарья Булавина